МБОУ "Пионерская основная школа"                 

Рязанская обл., Рыбновский р-н,п. Пионерский  

Профориентацинная работа

 

 

Программа профориентационной работы.

 

Обоснование необходимости создания программы по профессиональной ориентации учащихся МБОУ «ПИОНЕРСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА».

Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
       
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей, её конкретизацией с учетом потребностей предприятий НПР и перспективы размещения производительных сил на территории города; в-третьих, важностью создания взаимодействия школы с предприятиями города на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы.
Цели:

  • Разработать комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечить конкретные целенаправленные действия по ориентации учащихся на профессии, востребованные в НПР и создание условий для более успешной социализации выпускников.
  • Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода .

Задачи:
– Координация действий руководителей, педагогов, психолога, шефов по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся и их родителей с учетом потребностей предприятий НПР и перспективы размещения производительных сил на территории района.
– Создание системы взаимодействия школы и предприятий города на основе признания важности проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы среди школьников.
– Скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу методобъединения классных руководителей.
Профориентационная  деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1 по 9 класс, работу школы с семьей и социумом.



Цель: активизация работы по профориентации с вовлечением в эту проблему всего педагогического сообщества.
Мероприятия
1.Организация экскурсий на предприятия :
–почтовые отделения;
–администрация города;
–пожарная часть;
2.Встречи школьников с работниками предприятий, единый классный час по профориентации.
3. Участие в днях открытых дверей.

• Система работы педагогов с выпускниками и школьниками
Цель: Создать условия для реализации программы по профориентации, мотивировать учащихся к осознанному самоопределению.
Мероприятия:
1.В планы воспитательной работы классных руководителей включить мероприятия по профориентационной деятельности.
2.В план работы музея включить работу по профориентации.
3.Проведение классных часов по теме: «Агропромышленный комплекс- развитие»
4.Профориентационные игры «Биржа труда», «Модель идеального города»и др.
5.Активизирующие опросники: «Престижная профессия», «Труд в современном обществе»
7.Игра-дискуссия «Кто нужен нашей стране?»
• Система работы психолога
Цель: Профориентационная помощь.
Мероприятия:
1.Диагностика Сентябрь-октябрь
2.Индивидуальные консультации по выбору профессии
3.Изучить возможности введения в 1-9  классах курса «Мой выбор» или практического курса «Профессиональный успех»
• Информационное обеспечение профориентационной деятельности
Мероприятия:

1.Информационные бюллетени о профессиях.
2.Оформление информационного стенда со сменной информацией: «Куда пойти учиться».
3.Создание презентации и проектов о рабочих профессиях. Проведение конкурса среди учащихся.
• Оценка эффективности профориентационной работы
Цель: Дать оценку деятельности педагогов по профориентационной работе
Мероприятия:

1.Анализ поступления выпускников в учебные заведения, трудоустройство.

2..Диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе.

Диагностическая и развивающая линии проходят через все уровни профориентационной деятельности школы. Таких уровней четыре.


           У школьников младших классов(1-4кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности(деловые игры, группы по интересам, факультативы, ОПТ, и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.
1 уровень. «Профессии моей семьи». 1-4 классы.

1.      Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.

2.      Профориентационный курс «Профессий много есть на свете»..

3.        Конкурсы (школьный, городской уровни).

4.        Доклад на тему, где работают родители (1 в полугодие).

5.        Рассказы о  представителях различных профессий.

6.        Система внеурочной деятельности (кружки, секции).

7.        Конкурсы творческих работ.

8.        Интеллектуально-практический марафон «Профессий много есть на свете».

9.              День профориентации.

10.          Мониторинг профориентационной работы.

             У подростков(5-6кл.) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

  2 уровень.  «Я и профессии вокруг меня». 5-6 классы.

1.            Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.

2.            Профориентационные классные часы.

3.            Система внеурочного образования (кружки, секции, клубы).

4.            Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».

5.            Конкурсы (школьный, городской, краевой уровни).

6.            Доклад на тему «Мой выбор»

7.            Знакомство с рынком труда города.

8.            День профориентации.

9.            Мониторинг профориентационной работы.
У школьников 7 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

 3 уровень.  «Мир профессий». 7 классы.

1.            Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям,  социальной сфере, мотивов саморазвития.

2.            Сочинение  «Моя профессиональная карьера».

3.            Система внеурочной деятельности (кружки, секции, клубы).

4.            Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».

5.            Конкурсы (школьный, городской, краевой  уровни).

6.            Выпуск школьной газеты посвященная работниками разных видов деятельности .

7.            Знакомство с рынком труда в городе.

8.            Беседа трудоустройство подростков.
С учащимися 8-9  классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности.. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.

4 уровень.  «Я в мире профессий». 8-9 класс.

1.            Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям,  социальной сфере, мотивов саморазвития, профессиональной направленности.

2.            Классный час «Мой  выбор».

3.            Система внеурочной деятельности (кружки, секции, клубы).

4.            Интеллектуально-практический марафон «Будущее выбирает профессионалов».

5.            Конкурсы (школьный, городской, краевой  уровни)

6.            Знакомство с рынком труда в стране.

7.            Социальные практики.

8.            Классный час «Дистанционное обучение».

9.            День профориентации.

10.        Встречи с выпускниками школы,  успешными в своих профессиях.

11.        Встреча с представителями службы занятости.

12.        Профессиональное  анкетирование.

13.        Мониторинг профориентационной работы.

 

Профориентационные курсы.

1 уровень «Профессий много есть на свете…».

Цель: формирование учебно-познавательных мотивов; возможность  испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.

Мероприятия классные часы

Кол-во

1.

Содержание курса:

u  «Чем пахнут ремесла?»

u  Профессия – воспитатель, учитель.

u  Профессия – повар.

u  Профессия – врач.

u  Профессия – пожарный.

u  Профессия – милиционер.

u  Профессия – водитель.

u  Профессия – почтальон.

u  Праздник труда. Итоговое занятие

9 часов (один раз в месяц)

2.

Час общения. Разнообразие профессий .

1 раз в год

3.

Конкурс рисунков. Разнообразие профессий

1 раз в год

 

2уровень - учащиеся 5-6 классов. «»Я и профессии вокруг меня»
Цель: расширение знаний о себе, своих возможностях и способностях; развитие умений ориентироваться в мире взрослых, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Мероприятия

Кол-во

1.

Час общения. Разнообразие профессий

1 раз в год

2.

Конкурс рисунков. Разнообразие профессий

1 раз в год

3.

Выпуск газеты. « Кто нужен стране»

1 раз в год

4.

Цикл занятий Классные часы:

u  Самопознание. Я – человек и личность.

u  Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница.

u  Я в мире людей. Общение. Его стили.

u  Конфликты. Причины и пути их разрешения.

u  Мой характер и темперамент

u  Мои жизненные интересы и пути их реализации.

u  Творчество и способности. Тренинг способностей учащихся.

u  Моё здоровье – основа моей жизни.

u  В ситуации выбора

9 часов

 

 

3 уровень –учащиеся 7 класса. Курс « «Моя профессиональная карьера»
Цель: предоставление информации о мире профессий; личностное развитие учащихся; формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Мероприятие

Кол-во

1.

Конкурс рисунков . Разнообразие профессий

1 раз в год

2.

Час общения. Разнообразие профессий

1 раз в год

3.

Выпуск газеты. « Кто нужен стране»

1 раз в год

3.

Содержание курса:

u  Кем быть? Проблема выбора.

u  Профессии и специальности.

u  Формула профессии. Выбор и моделирование.

u  Качества личности и успех в профессии.

u  Интересы и выбор профессии.

u  Склонности и профессиональная направленность.

u  Профессиональный тип личности.

u  Деловая игра

u  Личный профессиональный план.

10 часов

 

 

4 уровень 9 класс«Мой выбор»

Цель: приобретение знаний и умений, необходимых для адекватного выбора

          будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана.

Мероприятия

Кол-во

1.

Час общения. Разнообразие профессий

1 раз в год

2.

Конкурс рисунков . Разнообразие профессий.

1 раз в год

3.

Доклад « Моя будущая профессия»

1 раз в год

4.

Посещение биржи труда

1 раз в год

5.

Цикл занятий:

u  Мир профессий

u  Способности, интересы и профессиональный выбор.

u  Путь к успеху.

u  Деловая игра «Кадровый вопрос»

u  Профессиональный путь.

u  Игра «Взгляд в будущее»

u  Тренинг «Кем мне быть»

u  Профессиональная зрелость и самопрезентация.

9-10часов

 

 

Работа по профориентации в МБОУ «Пионерская ОШ»

В школе ведется предпрофильная подготовка, помогающая ребятам определиться в дальнейшем с выбором профессии и трудоустройством в жизни. В старших классах проводятся элективные курсы, направленные на определение интересов к будущей профессии. Ученики школы участвуют в российских онлайн проектах. Это участие в проекте «Проектория», направленном на занятия по предпрофильной подготовке. «Проектория» расширяет кругозор, помогает узнавать больше информации о той или иной профессии.  Также участие в проекте по финансовой грамотности, организованном Центробаноком, помогает ученикам узнавать жизненно необходимые знания. Выпускники участвуют в опросах и тестированиях, которые помогают им в выборе профессии, школьники взаимодействуют с Центром занятости Рыбновского района, где с помощью сотрудников центра узнают о более востребованных профессиях на рынке труда, а также определяют свои профессиональные наклонности. На классных часах ученики узнают информацию о разных профессиях и навыках, что способствует им в дальнейшем самоопределиться и сделать правильный профессиональный выбор.

 

         План профориентационной работы  школы на  2021-2022  учебный год.  

       

     

                                          Отчет  по профориентационой работе.

 

 

      Аналитическая ,классный час,отчет о проведенном мероприятии, план открытых уроков

 

                                                               План работы

      

                                                                   Приказ

 

 

Дата последнего обновления страницы 04.04.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения