МБОУ "Пионерская основная школа"                 

Рязанская обл., Рыбновский р-н,п. Пионерский  

Подготовка к ГИА

 

 

1. Пояснительная записка

Государственная (итоговая) аттестация по математике за курс основной школы обязательна для всех учащихся 9 класса.

В настоящее время развивается и совершенствуется новая форма государ­ственной итоговой аттестации по математике в 9 классе — аналог Единого го­сударственного экзамена по математике в 11 классе. Государственная итоговая аттестация и Единый государственный экзамен образуют двухступенчатую си­стему контроля знаний и объединены общей идеологией. Основная цель новых форм экзамена — создание объективной и независимой процедуры оценки знаний учащихся. Результаты такой оценки в форме ГИА способствуют осознанному выбору школьниками дальнейшего пути получения образования и могут быть учтены при формировании профильных десятых классов.

Работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная мате­матика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входят две части, соответствующие проверке на-базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» — одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.

     Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
     В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях. Введение элективного курса для подготовки к ГИА по математике позволяет расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. 

 

2. Характеристика учебного Курса "Подготовка к ГИА по математике".

 

Курс"Подготовка к ГИА по математике" направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ГИА по математике на тестовом материале. Курс составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.(приказ Министерства образования России от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования".     
Цели курса: 

1.           Формирование "базы знаний" по алгебре,геометрии, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний.

2.           Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий

3.           Развить навыки решения тестов

4.           Научить максимально эффективно распределять время, отведенное на выполнение задания

5.           Подготовить к успешной сдачи ГИА по математике.

Задачи курса:

·         Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.

·         Выявление и развитие их математических способностей.

·         Подготовка к дальнейшему обучению в старших   классах.

·         Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать  и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;

·         Формирование и развитие  аналитического и  логического мышления.

·         Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённых в программы сдачи ГИА.

·         Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.

·         Повторение, обобщение и систематизирование знаний учащихся по курсу математики      

      с 5 по 9 класс, а также познакомить со с структурой и особенностями экзаменационной работы

 

 

 

 

 

Виды деятельности на занятиях:

Лекция,  беседа, практикум,  консультация,  работа на компьютере.

   

Формы контроля.

1.      Текущий контроль:  практическая работа, самостоятельная работа.   

2.      Тематический контроль: тест.

3.      Итоговый контроль: итоговый тест.

 

 

 3. Место учебного курса в учебном плане  

Данный элективный  курс по алгебре в 9 классе рассчитан на 34 часа в год по 1 часу в неделю.

 

4. Ценностные ориентиры содержания

 

Особенности курса:

  1. Краткость изучения материала.
  2. Практическая значимость для учащихся.

 

   Программа предполагает повторение теоретического материала и его практическую реализацию в ходе выполнения типичных заданий экзаменационной работы. Курс включает в себя все основные разделы математики

 

Обязательный минимум содержания

·         Приближенные значения. Округление чисел. Стандартный вид числа

·         Отношения. Пропорции

·         Проценты

·         Арифметические действия. сравнение чисел

·         Числовые подстановки в буквенные выражения. Формулы

·         Буквенные выражения

·         Степень с целым показателем

·         Многочлены. Преобразование  выражении

·         Алгебраические дроби. Преобразования рациональных выражений

·         Квадратные корни

·         Линейные и квадратные уравнения

·         Системы двух уравнений с двумя неизвестными

·         Составление математической модели по условию текстовой задачи

·         Неравенство с одной переменной и системы неравенств

·         Решение квадратных неравенств. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Системы неравенств

·         Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии

·         Исследование функции и построение графика

·         Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков

·         Алгебраические уравнения и системы нелинейных уравнений

·         Решение иррациональных уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля

·         Текстовые задачи

·         Задачи, содержащие параметр

·         Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

·         Геометрия

 

 

 

 

 

5. Результаты освоения курса "Подготовка к ГИА по математике".

    В результате изучения данного курса учащиеся должны:

- знать теоретический материал по математике за курс основной школы, особенности государственной (итоговой) аттестации по математике;

- уметь  применять свои знания в решении практических заданий по математике за курс основной школы;

- уметь пользоваться контрольно-измерительными материалами и бланками.

    

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

- формирование базы знаний в области алгебры, геометрии;

- формирование устойчивых навыков определения типа задачи и оптимального способа ее решения независимо от формулировки задания

- формирование умений работать с задачами в нетипичной постановке условий;

- формирование умений работать с тестовыми заданиями;

- формирование умений правильно распределять время, отведенное на выполнение заданий

- овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста;

- усвоят основные приемы мыслительного поиска.

- выработают умения   самоконтроля времени выполнения заданий;

- научатся оценивать трудность заданий и, соответственно, разумно выбирать  задания для решения, а также «прикидывать» результат выполнения работы.


6. Содержание курса

 

Тема 1.  Числа и выражения. Преобразование выражений

Арифметические действия. сравнение чисел. Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Приближенные значения. Округление чисел. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2.  Уравнения

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и приводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений  степеней).

Тема 3. Системы уравнений

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.                                              

Тема 4. Неравенства

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 5. Координаты и графики

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 6. Функции

Функции, их свойства и графики (линейная, обратнопропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии

Определение арифметической и геометрической прогрессий.  Формула  n-ого члена. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 8. Текстовые задачи

Отношения. Пропорции. Проценты. Задачи на проценты. Задачи на «движение»,  на «смеси и сплавы», на «работу» и т.п.. Задачи геометрического содержания.

Тема 9. Уравнения и неравенства с модулем

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

Тема 10. Уравнения и неравенства с параметром

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.

Тема 11. Обобщающее повторение

Решение задач из контрольно-измерительных материалов для  ГИА(первая часть).

Тема 12. Обобщающее повторение

Решение задач из контрольноизмерительных материалов для ГИА (полный текст).

Тема 13. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Тема 14. Геометрия

 

 

7. Тематическое планирование

 

№ п/п

тема

Дата провед

Дата факт

кол-во часов

формы

Образовательный результат

всего

теория

практика

1

Числа и выражения.
Преобразование выражений

 

 

 

0,5ч

3,5ч

Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

Актуализация вычислительных навыков.
Развитие  навыков тождественных преобразований.

2

Числа и выражения.
Преобразование выражений

 

 

 

3

Числа и выражения.
Преобразование выражений

 

 

 

4

Числа и выражения.
Преобразование выражений 

 

 

5

 Уравнения.

 

 

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Комбинирован ный урок, групповая работа

Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.

6

Уравнения.

 

 

7

Уравнения.

 

 

8

Системы уравнений.

 

 

0,5ч

2,5ч

Мини-лекция, работа в парах

Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.

9

Системы уравнений.

 

 

10

Системы уравнений.

 

 

11

Неравенства.

 

 

0,5ч

2,5ч

Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование

Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.

 

12

Неравенства.

 

 

13

Неравенства.

 

 

14

Координаты и графики.

 

 

0,5ч

1,5ч

Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование

Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.

15

Координаты и графики.

 

 

16

Функции

 

 

0,5ч

2,5ч

Групповая работа, тестирование

17

Функции

 

 

18

Функции

 

 

19

Арифметическая и геометрическая прогрессии

 

 

0,5ч

1,5ч

Комбинированный урок,
урок-практикум

Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии.

20

Арифметическая и геометрическая прогрессии

 

 

21

Текстовые задачи.

 

 

0,5ч

3,5ч

Мини-лекция, групповая работа, тестирование

Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.

22

Текстовые задачи.

 

 

23

Текстовые задачи.

 

 

24

Текстовые задачи.

 

 

25

Уравнения и неравенства с модулем.

 

 

0,5ч

1,5ч

Мини-лекция, работа в парах

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями.

26

Уравнения и неравенства с модулем.

 

 

27

Уравнения и неравенства с параметром.

 

 

0,5ч

1,5ч

Мини-лекция, урок-практикум

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами.

29

Уравнения и неравенства с параметром.

 

 

29

Обобщающее повторение

 

 

 

Зачет

Умение ориентироваться  в  заданиях первой части и выполнять их за минимальное время.

30

Обобщающее повторение

 

 

31

Обобщающее повторение

 

 

 

Тестирование

 

Умение работать с полным объемом ГИА.

32

Обобщающее повторение

 

 

33

Обобщающее повторение

 

 

34

Итоговый урок

 

 

0,5ч

0,5ч

 

Анализ, самоконтроль, самокоррекция

 

 

 

 

  

 

Информационно-методическое обеспечение

 

1. Алгебра. – Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суовров; под редакцией С.А.Теляковского. – Москва: Просвещение, 2004

2. Алгебра. ГИА. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе/ Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова и др.. – Москва: Просвещение, 2009 - 2011

3. Алгебра. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре в 9 классе/ Л.В.Кузнецова, Е.А. Бунимович и др. – Москва: Дрофа, 2002

4. Алгебра. Тесты для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений/ А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская – Москва: Мнемозина, 2004

5. Изучение алгебры в 7 – 9 классах.- Книга для учителя/ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – Москва: Просвещение, 2005

6. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей: учебное пособие для учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений/ Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк; под редакцией С.А.Теляковского. – Москва: Просвещение, 2008

7. Алгебра. Тематические тесты. 9 класс/ Ю.П.Дудницын, В.Л.Кронгауз. – Москва: Просвещение, 2009

8. Мультимедийная  аудитория: ПК, мультимедийный проектор, презентации в формате Power Point

9. Алгебра. Экспр.-репетитор для подг. к ГИА. Нестандартные задачи_Сычева Г.В_2011 -128с.

10.  ГИА 2013. Математика. 9кл. Типов. тест. задания_Ященко, Шестаков и др_2013 -64с.

11.  Математика. 9кл. ГИА. Темат. тр. задан. Повыш. уровень_п.р. Семенко Е.А_2011 -80с.

12.  Математика. 9кл. Подготовка к ГИА-2011. Решебник_под ред. Лысенко Ф.Ф, Кулабухова С.Ю_2010 -240с.

13.  Алгебра. Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе. Кузнецов Л.В., Суворова С.Б.,  Бунимович Е.А.

14.  Алгебра 9 класс. Подготовка к ГИА 2010. Под редакцией Лысенко Ф.Ф.

Демоверсии 2014 - 2015 учебного года находятся на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (http://fipi.ru).

Регламент по итоговой аттестации обучающихся 9 классов по всем предметам можно скачать здесь http://saripkro.ru/itog_att.html

Скачать бланки можно на сайте РЦОКО (Региональный центр оценки качества образования Саратовской области) (http://www.sarrcoko.ru)

Официальный информационный портал поддержки ГИА.  Здесь можно найти информацию о проведении ГИА, о сроках сдачи ГИА и многое другое... http://www1.ege.edu.ru/content/view/763/201/

СайтА.А.Ларинаhttp://alexlarin.net/ege.html

9 класс. Открытый банк заданий ГИА по математике. ГИА 2015

Варианты тестов. http://www.ctege.info/content/category/15/67/48/

Сайт Ким Натальи Анатольевны http://uztest.ru/exam

Тестирование http://www.mathtest.ru/

Тестирование http://www.school-tests.ru/online-ege-math.html

 
Дата последнего обновления страницы 04.04.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения