Программа профориентационной работы.
Обоснование необходимости создания программы по профессиональной ориентации учащихся МБОУ «ПИОНЕРСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА».
Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей, её конкретизацией с учетом потребностей предприятий НПР и перспективы размещения производительных сил на территории города; в-третьих, важностью создания взаимодействия школы с предприятиями города на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы.
Цели:
- Разработать комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечить конкретные целенаправленные действия по ориентации учащихся на профессии, востребованные в НПР и создание условий для более успешной социализации выпускников.
- Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода .
Задачи:
– Координация действий руководителей, педагогов, психолога, шефов по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся и их родителей с учетом потребностей предприятий НПР и перспективы размещения производительных сил на территории района.
– Создание системы взаимодействия школы и предприятий города на основе признания важности проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы среди школьников.
– Скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу методобъединения классных руководителей. Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1 по 9 класс, работу школы с семьей и социумом.
Цель: активизация работы по профориентации с вовлечением в эту проблему всего педагогического сообщества.
Мероприятия
1.Организация экскурсий на предприятия :
–почтовые отделения;
–администрация города;
–пожарная часть;
2.Встречи школьников с работниками предприятий, единый классный час по профориентации.
3. Участие в днях открытых дверей.
• Система работы педагогов с выпускниками и школьниками
Цель: Создать условия для реализации программы по профориентации, мотивировать учащихся к осознанному самоопределению.
Мероприятия:
1.В планы воспитательной работы классных руководителей включить мероприятия по профориентационной деятельности.
2.В план работы музея включить работу по профориентации.
3.Проведение классных часов по теме: «Агропромышленный комплекс- развитие»
4.Профориентационные игры «Биржа труда», «Модель идеального города»и др.
5.Активизирующие опросники: «Престижная профессия», «Труд в современном обществе»
7.Игра-дискуссия «Кто нужен нашей стране?»
• Система работы психолога
Цель: Профориентационная помощь.
Мероприятия:
1.Диагностика Сентябрь-октябрь
2.Индивидуальные консультации по выбору профессии
3.Изучить возможности введения в 1-9 классах курса «Мой выбор» или практического курса «Профессиональный успех»
• Информационное обеспечение профориентационной деятельности
Мероприятия:
1.Информационные бюллетени о профессиях.
2.Оформление информационного стенда со сменной информацией: «Куда пойти учиться».
3.Создание презентации и проектов о рабочих профессиях. Проведение конкурса среди учащихся.
• Оценка эффективности профориентационной работы
Цель: Дать оценку деятельности педагогов по профориентационной работе
Мероприятия:
1.Анализ поступления выпускников в учебные заведения, трудоустройство.
2..Диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе.
Диагностическая и развивающая линии проходят через все уровни профориентационной деятельности школы. Таких уровней четыре.
У школьников младших классов(1-4кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности(деловые игры, группы по интересам, факультативы, ОПТ, и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.
1 уровень. «Профессии моей семьи». 1-4 классы.
1. Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.
2. Профориентационный курс «Профессий много есть на свете»..
3. Конкурсы (школьный, городской уровни).
4. Доклад на тему, где работают родители (1 в полугодие).
5. Рассказы о представителях различных профессий.
6. Система внеурочной деятельности (кружки, секции).
7. Конкурсы творческих работ.
8. Интеллектуально-практический марафон «Профессий много есть на свете».
9. День профориентации.
10. Мониторинг профориентационной работы.
У подростков(5-6кл.) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
2 уровень. «Я и профессии вокруг меня». 5-6 классы.
1. Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
2. Профориентационные классные часы.
3. Система внеурочного образования (кружки, секции, клубы).
4. Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».
5. Конкурсы (школьный, городской, краевой уровни).
6. Доклад на тему «Мой выбор»
7. Знакомство с рынком труда города.
8. День профориентации.
9. Мониторинг профориентационной работы.
У школьников 7 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
3 уровень. «Мир профессий». 7 классы.
1. Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития.
2. Сочинение «Моя профессиональная карьера».
3. Система внеурочной деятельности (кружки, секции, клубы).
4. Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».
5. Конкурсы (школьный, городской, краевой уровни).
6. Выпуск школьной газеты посвященная работниками разных видов деятельности .
7. Знакомство с рынком труда в городе.
8. Беседа трудоустройство подростков.
С учащимися 8-9 классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности.. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
4 уровень. «Я в мире профессий». 8-9 класс.
1. Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития, профессиональной направленности.
2. Классный час «Мой выбор».
3. Система внеурочной деятельности (кружки, секции, клубы).
4. Интеллектуально-практический марафон «Будущее выбирает профессионалов».
5. Конкурсы (школьный, городской, краевой уровни)
6. Знакомство с рынком труда в стране.
7. Социальные практики.
8. Классный час «Дистанционное обучение».
9. День профориентации.
10. Встречи с выпускниками школы, успешными в своих профессиях.
11. Встреча с представителями службы занятости.
12. Профессиональное анкетирование.
13. Мониторинг профориентационной работы.
Профориентационные курсы.
1 уровень «Профессий много есть на свете…».
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов; возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.
№ |
Мероприятия классные часы |
Кол-во |
1. |
Содержание курса:
u «Чем пахнут ремесла?»
u Профессия – воспитатель, учитель.
u Профессия – повар.
u Профессия – врач.
u Профессия – пожарный.
u Профессия – милиционер.
u Профессия – водитель.
u Профессия – почтальон.
u Праздник труда. Итоговое занятие |
9 часов (один раз в месяц) |
2. |
Час общения. Разнообразие профессий . |
1 раз в год |
3. |
Конкурс рисунков. Разнообразие профессий |
1 раз в год |
2уровень - учащиеся 5-6 классов. «»Я и профессии вокруг меня»
Цель: расширение знаний о себе, своих возможностях и способностях; развитие умений ориентироваться в мире взрослых, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
№ |
Мероприятия |
Кол-во |
1. |
Час общения. Разнообразие профессий |
1 раз в год |
2. |
Конкурс рисунков. Разнообразие профессий |
1 раз в год |
3. |
Выпуск газеты. « Кто нужен стране» |
1 раз в год |
4. |
Цикл занятий Классные часы:
u Самопознание. Я – человек и личность.
u Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница.
u Я в мире людей. Общение. Его стили.
u Конфликты. Причины и пути их разрешения.
u Мой характер и темперамент
u Мои жизненные интересы и пути их реализации.
u Творчество и способности. Тренинг способностей учащихся.
u Моё здоровье – основа моей жизни.
u В ситуации выбора |
9 часов
|
3 уровень –учащиеся 7 класса. Курс « «Моя профессиональная карьера»
Цель: предоставление информации о мире профессий; личностное развитие учащихся; формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
№ |
Мероприятие |
Кол-во |
1. |
Конкурс рисунков . Разнообразие профессий |
1 раз в год |
2. |
Час общения. Разнообразие профессий |
1 раз в год |
3. |
Выпуск газеты. « Кто нужен стране» |
1 раз в год |
3. |
Содержание курса:
u Кем быть? Проблема выбора.
u Профессии и специальности.
u Формула профессии. Выбор и моделирование.
u Качества личности и успех в профессии.
u Интересы и выбор профессии.
u Склонности и профессиональная направленность.
u Профессиональный тип личности.
u Деловая игра
u Личный профессиональный план. |
10 часов
|
4 уровень 9 класс«Мой выбор»
Цель: приобретение знаний и умений, необходимых для адекватного выбора
будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана.
№ |
Мероприятия |
Кол-во |
1. |
Час общения. Разнообразие профессий |
1 раз в год |
2. |
Конкурс рисунков . Разнообразие профессий. |
1 раз в год |
3. |
Доклад « Моя будущая профессия» |
1 раз в год |
4. |
Посещение биржи труда |
1 раз в год |
5. |
Цикл занятий:
u Мир профессий
u Способности, интересы и профессиональный выбор.
u Путь к успеху.
u Деловая игра «Кадровый вопрос»
u Профессиональный путь.
u Игра «Взгляд в будущее»
u Тренинг «Кем мне быть»
u Профессиональная зрелость и самопрезентация. |
9-10часов
|
Работа по профориентации в МБОУ «Пионерская ОШ»
В школе ведется предпрофильная подготовка, помогающая ребятам определиться в дальнейшем с выбором профессии и трудоустройством в жизни. В старших классах проводятся элективные курсы, направленные на определение интересов к будущей профессии. Ученики школы участвуют в российских онлайн проектах. Это участие в проекте «Проектория», направленном на занятия по предпрофильной подготовке. «Проектория» расширяет кругозор, помогает узнавать больше информации о той или иной профессии. Также участие в проекте по финансовой грамотности, организованном Центробаноком, помогает ученикам узнавать жизненно необходимые знания. Выпускники участвуют в опросах и тестированиях, которые помогают им в выборе профессии, школьники взаимодействуют с Центром занятости Рыбновского района, где с помощью сотрудников центра узнают о более востребованных профессиях на рынке труда, а также определяют свои профессиональные наклонности. На классных часах ученики узнают информацию о разных профессиях и навыках, что способствует им в дальнейшем самоопределиться и сделать правильный профессиональный выбор.
План профориентационной работы школы на 2021-2022 учебный год.
Отчет по профориентационой работе.
Аналитическая ,классный час,отчет о проведенном мероприятии, план открытых уроков
План работы
Приказ