Наш музей
При Пионерской основной общеобразовательной школе действует школьный музей. Он
был основан осенью 2002 года. У истоков его создания стоит учитель русского языка и
литературы Кавчинская Н.А. Музей имеет историко-литературную направленность. И
содержит в своей экспозиции предметы быта прошлых веков, церковную утварь, русские
народные костюмы, народные ремёсла. Поэтому тип музея комплексный. Как же
создавался наш музей? Всё началось с двух деревянных веретён, которые принесла в
создающийся музей, тогда ещё ученица 7 класса, Родина Аня. Школьники активно
включились в работу по сбору экспонатов для будущего музея. Приносили всё: махотки и
чугуны, ухваты, горшки, лапти и даже огромные сундуки. На какое-то время один из
кабинетов нашей школы превратился в самое настоящее вещехранилище. Экспонаты
буквально теснили друг друга, располагаясь на полу, столах и стульях, книжных полках и
шкафах. Именно тогда у ребят из кружка «Литературное краеведенье» возникла идея
создания музейной экспозиции.
Увлеченные собиранием материала для музея, ребята рассказали о своем занятии
родителям, и вскоре об этом узнали все жители поселка. В уже образовавшийся музей
стали приносить экспонаты не только дети, но и взрослые. Причем коллекция стала
пополняться не только за счёт окрестных сёл и деревень, в нашем музее есть экспонаты и
с области.
Развитие школьного музея перешло на новый, более высокий уровень. Если раньше это
было обычное коллекционирование, то в дальнейшем создание музея стало очень
серьезной, важной, но такой желанной задачей. Мы выходили на новый уровень.
Скопилось очень много рабочих материалов, мы стали вспоминать о забытых ремёслах,
узнавать особенности жизни и быта наших предков, в лексиконе появились новые слов,
ранее нам не известные. Мы зажили новой интересной жизнью.
Вскоре был сформирован штат музейных работников, в него вошли ребята из кружка
«Литературное краеведенье», любящие свое дело. Были избранны постоянные
экскурсоводы, регистратор, музейные хранители, которые поддерживают порядок,
остальные ребята занимаются пополнением музейных запасников, ведут
исследовательские работы. В нашей школе создают уголки, рассказывающие о
замечательных земляках, памятных и интересных местах. Заведена инвентарная книга, где
отмечается поступивший предмет, дается его описание, указывается дата поступления и
имя человека, который его принес.
Как было сказано выше, музей имеет историко-литературный профиль. Мы решили
воссоздать в нем эпоху 19 века. Для этого собрали предметы быта того времени, народные
костюмы мужчин и женщин, вспомнили о ремеслах, воссоздали элементы русской
крестьянской избы. В последнее время наибольшую популярность у нас в школе
получило изготовление детских игрушек крестьянских детей. Куклы сделаны из соломы,
глины и лоскутков ткани, украшены природным материалом. Распространена вышивка: на
одежде мужчин и женщин, на рушниках и скатертях. Большой популярностью пользуется
бисероплетение. Причем не только среди девочек, но и мальчиков. Ребята изготовляют
различные украшения из бисера: фенечки, кольца, бусы, колье, брошки. Порой из бисера
вырастает целый зоопарк, в экспозиции появляются бисерные медведи, зайцы, бабочки,
цыплята, поросята, котята. Плетем и пасхальные яйца. Некоторые изделия из бисера
выставляются для продажи на ярмарку, отдаются в другие музеи. У нас есть постоянные
покупатели. В перспективе возник замысел ручного прядения пряжи, благо и самопряха в
музее имеется.
Наш музей и его экскурсоводы помогают разнообразить школьные уроки, сделать их
интересными и более насыщенными. Это не обычный урок за партой, а урок в музее, хотя
по насыщенности материала он не уступает и обычному. На уроках русского языка мы
знакомимся с устаревшими словами не только по картинкам школьного учебника, в
воочную. На уроках литературы эти предметы помогают ученикам войти в атмосферу
того времени, ощутить дух старины, прочувствовать произведение в целом. На уроках
ИЗО ребята приходят в музей для того, чтобы сделать зарисовки того или иного предмета.
А всё это составляет самую насыщенную историю.
В музее расскажут не только о названии предмета, его предназначении и особенностях, но
и дадут потрогать руками, даже употребить в действии. Как пользоваться ухватом, брать
им чугун из печи, покрутить колесо прялки, посидеть на самом настоящем огромном
деревянном сундуке – всё это и многое другое можно попробовать в нашем музее.
В нашем музее есть стенд, посвященный жизни и творчеству нашего замечательного
земляка, художника и поэта Павла Александровича Радимова. Опираясь на выше
сказанное, можно с уверенностью сказать, что значение музея в жизни школы и нашего
посёлка очень велико. Он несет эстетическую функцию, прививает ребятам любовь к
родному краю, к нашим истокам, а значит и к Родине. Заставляет задуматься о прошлом и
настоящем, смотреть в будущее, гордиться нашим краем. Помогает рассматривать
историю нашего края в контексте всеобщей истории. Развивает любознательность,
стремление к изучению дорогих уголков нашего края, этих маленьких жемчужинок,
которые, собравшись воедино, представляют собой значимую ценность.
Экскурсии проводятся не только для учеников школы, но и для родителей, которые с
удовольствием посещают музей. Бывают у нас и другие гости. За годы работы у нас
побывало много людей. Особенно запомнилось посещение нашего музея такими людьми,
как Каскина Валентина Васильевна – директор Рыбновского краеведческого музея,
Новиков Сергей Владимирович – директор детского центра туризма г.Рыбное, Иванов
Дмитрий Александрович – археолог, отец Игорь – священник и большой краевед,
желающий восстановить церковь в селе Калиновка, Колотилин Григорий Васильевич –
глава сельской администрации.
Сегодня у нас есть возможность показать часть нашей музейной экспозиции:
напрестольный крест из ныне не существующего села Серкино, где стоял храм святых
врачей безсеребряников Косьмы и Дамиана. В этом месте во время сороковых годов
прошлого века совершилось чудо: из-под земли прямо в основание храма вышел
источник, который в народе считался целебным. Древнее Евангелие на старославянском
языке, (фрагмент) найдено в Спасской церкви села Токарево, где служили родственники
Павла Александровича Радимова. В этом же селе у местных жителей были найдены
портреты, написанные рукой художника. Во время войны, чтобы прокормить семью,
Павел Александрович приезжал в родные места и писал портреты своих земляков и
односельчан, а также,
людей ушедших на войну. Причем последних он писал по фотографиям.